Литературный музей им.П.А.Ойунского, Ассоциация юкагиров РС (Я), Совет старейшин юкагирского народа, Благотворительный фонд «Ярхадана» 3 ноября организовали мероприятие «Розовая чайка» Г. Дьячкова, посвященное его 75-летию.
Его повести и рассказы «Казбек» были изданы в Якутске, в Москве в изд-ве «Детская литература», в 1985 году. На сценах якутских театров с успехом шли спектакли по его пьесам «Розовая чайка», «Увезу тебя я тундру», поставленные А.Борисовым и К.Сергучевым. Особое место в творчестве занимают его стихи, в которых ощущается особое, тонкое восприятие, ощущение жизни.
Как отмечает большой юкагирский ученый, поэт Гаврил Николаевич Курилов, доктор филологических наук: «Геннадий Дьячков стал известен прежде всего как драматург. В юкагирской литературе вообще, в северных литературах, драматургия — самый сложный жанр, неразвитый жанр. Ни в одной северной литературе нет драматургов. А он стал как бы первооткрывателем этого жанра в северных литературах. В этом его особая заслуга. Он освоил совершенно новый жанр драматургии и сразу же выделился. Как С.Курилов своим романом «Ханидо и Халерха», также и Г.Дьячков своей пьесой «Розовая чайка» стал сразу известен Якутии. Этому еще помогло то, что «Розовая чайка» была поставлена на сцене Якутского государственного Драматического Театра имени П.А.Ойунского на якутском языке. Так что после этого спектакля многие якутяне узнали, что у юкагиров появился свой драматург — Г.Дьячков.
Он решил, что ему не хватает знаний, мастерства для написания хороших драматургических произведений. И стал учиться в Высших режиссерских курсах при Госкино. То есть, он мог стать и поэтом, и сценаристом, и режиссером. Возможно, если бы он так рано не ушел из жизни, был бы выдающимся драматургом и первым, наверное, стал бы режиссером — постановщиком спектаклей. В общем, это был талантливый человек. Но он долго шел к своей тропе. И здесь, конечно, виноват не только он, но и виновата сама наша действительность, сами во многом виноваты в том, что многие наши таланты так и не раскрываются или уходят из жизни, сразу же как Г.Дьячков. Он только нашел свою тропу, и тут сердце не выдержало, и он умер. Умер в возрасте 37 лет. Его впечатлительная натура не выдержала тех нагрузок, которые выпали на его долю, когда он служил в тихоокеанском флоте, был слесарем, рабочим. Были временные заработки и эти годы отняли у него много сил.
Когда мы узнали в Якутске, о том, что Геннадия не стало, один мой хороший друг, Прокопий Елисеевич Ефремов, известный якутский фольклорист, ныне покойный, к сожалению, воскликнул: «Оксэ! До5ор, над вами висит какая-то злая сила, какой-то злой рок!»
Действительно, мы по легендам знаем, как трудно было юкагирам, как они старались сохранить свою жизнь, свой этнос. В советское время в 31 год убили Тэки Одулока — первого юкагирского ученого, писателя. Потом появился Семен Курилов. Он только — только начал возноситься и в 44 года его не стало, сердце не выдержало. А почему сердце не выдерживает? Значит, до этого жизнь была тяжелой. У Семена, мы знаем, жизнь была тяжелой, но он об этом не рассказывал. И вот Геннадий Дьячков — третий такой выдающийся юкагир был. Тоже его сердце не выдержало. То есть здесь, конечно, виновата действительность, наша вина в этом, что наши талантливые люди не могут раскрыть до конца свои возможности свои таланты. И над этим надо нам все-таки серьезно подумать. И мы надеемся на суктул, который мы ждем, что мы сможем почувствовать хозяевами на своей земле, на своей неотчужденной территории. Ждем эту программу, когда целенаправленно будут проводиться работы над возрождением своего народа, культуры. И одна из проблем, конечно, поддержка молодых талантов, такую работу надо нам провести на уровне нашего народа, чтобы наши таланты могли до конца раскрыться. И я уверен, что жизнь Тэки Одулока, достижения Семена Курилова и Геннадия Дьячкова, показывают, что юкагиры — это уникальный народ, который имеет большие интеллектуальные, духовные, эмоциональные, нравственные возможности для создания очень интересных, вещей не только в литературе и искусстве, но и в других областях культуры. Поэтому судьба Геннадия Дьячкова заставляет задуматься о многом. Если бы он был жив, он бы нас обрадовал и удивил еще очень многими интересными вещами, драматургическими. Тому свидетельством является последняя его пьеса, которая была опубликована в «Советской Драматургии» «Увезу тебя я в тундру». Эта пьеса опубликована с предисловием Л. Жуховицкого, и он закончил примерно так: «Молодой писатель в начале своего пути. Все зависит от того, как жизненный материал он сумеет выразить мастерски, чтобы из них получились хорошие драматические вещи».
Вот об этом и о многом другом – о жизни, творчестве, стихах, песнях, драматургии Г.Дьячкова, работой над постановками его пьес было рассказано на мероприятии 3 ноября в Литературном музее.
Свежие комментарии