В Плиске — древней болгарской столице, откуда на всю страну начало распространяться христианство и где кириллица была объявлена официальной азбукой государства, в год 1150-летия крещения Болгарии, 2015-м, открылся музейный комплекс «Двор кириллицы».

Живая история На восьми тысячах квадратных метров расположились скульптуры Кирилла и Мефодия, крестителя Болгарии царя Бориса (во крещении Михаила), картинная галерея, где полотна живописуют создание кириллицы и собственно болгарского государства, а также восковые фигуры ханов (сам креститель Болгарии был сыном хана Пресиана, а Плиску основал хан Аспарух) и их наследников, именовавшихся уже князьями и царями. По соседству с ними расположена аллея с бюстами писателей, творивших на кириллице, а писавшие для детей увековечены на барельефах.

В 2019 году по предложению писателя, поэта, драматурга и редактора газеты «Якутия» с 2003-го по 2009 год Владимира Федорова Двор кириллицы украсил бюст Алексея Елисеевича Кулаковского-Ексекюляха работы Афанасия Романова.

А в прошлом году, когда отмечалось 115-летие основоположника юкагирской литературы Николая Ивановича Спиридонова-Тэки Одулока, возникла идея установить в Плиске его бюст.

«Площадь Двора кириллицы ограничена, но его основатель и владелец Карен Алексанян дал согласие, сказав, что мы у него на особом положении, — поведала внучка Ексекюляха Лариса Реасовна Кулаковская. — А так как стоящие там бюсты — творения самых известных скульпторов, я была счастлива, когда за бюст Тэки Одулока взялся Федор Марков — автор живущих, дышащих шедевров из кости».

Шапка с секретом

Сам Федор Иванович поделился подробностями творческого процесса: «Во время карантина мысль работала с удвоенной силой, и я был счастлив, что соприкоснулся с судьбой такого человека, как Тэки Одулок.

Очень помогло то, что в молодости я с Николаем Куриловым побывал на Нижней Колыме, где везде кипела жизнь — и в юртах, и в тундре, где паслись олени, гоготали гуси, крякали утки, вспархивали из-под ног куропатки… Все это отложилось в памяти, чтобы ожить в нужный момент.

Когда я приступал к работе, в моем распоряжении было два фото Тэки Одулока: на одном он с непокрытой головой, на другом, ленинградского периода, — в шляпе. Но для меня с самого начала было очевидно: если представить его таким, будет не очень понятно, кто он по национальности. Вот так и появились элементы юкагирского костюма». Но если приглядеться повнимательнее, это не просто элементы — на шапке изображены образцы юкагирской пиктографической письменности.

Председатель Ассоциации юкагиров Якутии Вячеслав Шадрин пояснил: «В Музее естественной истории в Нью-Йорке рядом с египетскими иероглифами, шумерской клинописью, китайской иероглификой и латиницей представлено пиктографическое письмо юкагиров, и через него представлены все коренные народы мира. Юкагиры — своеобразный мост от древнейшей культуры, от традиционных знаний, к культуре современной. А Тэки Одулок — первый юкагир, писавший на кириллице и открывший Арктику всему миру: его произведения были опубликованы за рубежом ещё в 1930-е годы».

«Памятник древнейшему народу»

«Главное богатство России — ее народы, — сказал директор Музея письменности СВФУ Афанасий Мигалкин. — Юкагиры — древнейший народ, принесший свет культуры на эту землю. Поселиться на уже освоенной земле легче, а первыми здесь были именно они, точнее, союз юкагирских племен — тундренных и лесных. Взявшись за бюст первого юкагирского писателя, Федор Иванович звонил мне, спрашивал, какую литературу по теме я ему посоветую. А сейчас, глядя на этот бюст, я хочу сказать, что ему как косторезу присуще внимание к деталям, а тот, кто замечает мельчайшие детали, ничего не упускает, у него широкое поле обзора. Этот бюст — памятник древнейшему народу северо-востока России, который освоил самые труднодоступные земли, отогрев своим дыханием бескрайние просторы тундры».

«Перед северными народами я преклоняюсь, — продолжил народный художник РС(Я) Федор Марков. — Преклоняюсь перед их волей и любовью к жизни, что помогают им выживать и развиваться в суровейших условиях. Считаю, что про них надо писать, ставить им памятники, показывать их жизнь».

Бюст Тэки Одулока во Дворе кириллицы в Плиске планировали установить этим летом, но так как сейчас это маловероятно, думают над тем, где разместить его на временное хранение.

Кстати, Вячеслав Шадрин озвучил идею открыть возле Дома народов Севера аллею его выдающихся сынов, и реплика бюста Тэки Одулока была бы там на своем месте. Но это дело будущего.

Фото: ЯСИА.

Источник © Yakutia-Daily.ru